19.01.2015
В 2015 году жителей Сибири ожидают сокращения и понижение зарплат. Большинство новосибирских компаний пока никак не комментирует данные об увольнениях сотрудников, ссылаясь на неопределенность экономической ситуации. Бизнес предпочитает говорить об оптимизации издержек в целом. Эксперты рынка труда уверены, что сокращения неизбежны. Однако значительного роста безработицы, скорее всего, не произойдет. В условиях кризиса более значимым фактором станет изменение стратегии поведения работодателей и соискателей.
Ситуация на рынке
По прогнозам Минэкономразвития, безработица в России в 2015 году может вырасти с прошлогодних 5,5% до 6,4%. В Новосибирской области по итогам 9 месяцев 2014 года уровень безработицы составил 4,8%, оставаясь на протяжении этого срока самым низким в СФО.
«На данный момент ситуацию на рынке можно охарактеризовать как «тревожное ожидание», — рассказывает руководитель пресс-службы представительства HeadHunter по Сибири Елана Таращук. — Работодатели и соискатели ждут, что же будет дальше. Уменьшение числа вакансий есть, но небольшое, порядка 10%, что вызвано и сезонностью рынка труда. Что касается роста резюме, то он стабилен в течение всего года и составил около 30% по отношению к аналогичному периоду 2013 года. Такого роста количества ищущих работу, как мы видели в 2008 году, на данный момент не наблюдается».
В декабре и январе действительно обычно случается сезонный спад количества вакансий, поэтому говорить о каких-то глобальных тенденциях в связи с изменением экономической ситуации сложно. По данным службы исследований «НГС.Работа», в этом году традиционное снижение числа предложений на рынке составило 58% по отношению к сентябрю и октябрю 2014 года. Если сравнивать аналогичные периоды с 2013 годом, то там спад составлял 49%. Однако более важным показателем является общее число опубликованных вакансий: по сравнению с прошлым годом оно снизилось на 35%.
В декабре Банк данных заработных плат HeadHunter провел опрос новосибирских и красноярских компаний на тему предполагаемых сокращений штата. Согласно отчету, увеличивать численность персонала в Новосибирской области и Красноярском крае планировали треть компаний (38%). Причем в среднем предусматривалось увеличение на 50 человек. Ни одна компания не назвала сокращение в качестве планируемых мероприятий на 2015 год. Это относится к организациям с численностью персонала более 100 человек. «У мелких представителей бизнеса, по всей видимости, ситуация менее оптимистичная», — уточнила Елана Таращук.
Сезон «зачисток»?
Большинство новосибирских компаний предпочитают говорить не о сокращении штата, а о его оптимизации. Тем более что заранее в России об увольнениях рассуждать не принято. По информации «КС», ряд крупных местных компаний уже провел полную или частичную «зачистку» отделов маркетинга и рекламы. Подобные случаи бизнес также предпочитает не комментировать. Так, к примеру, в компании «Домоцентр» пояснили, что, как и все, работают над издержками, но подтвердить или опровергнуть сведения о сокращениях отказались.
В некоторых компаниях, по данным «КС», выводят некоторых сотрудников из штата, сокращая им зарплату, но оставляя за ними прежний функционал и предполагая дальнейшую работу с ними уже без трудового договора. О подобном подходе в рамках круглого стола «КС» говорил и глава ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) Владимир Моженков, предлагавший отправлять наиболее ценных для компаний сотрудников в долгосрочные отпуска для того, чтобы иметь возможность восстановить их, как только экономическая ситуация изменится в лучшую сторону. Такой подход был основан на том, что компаниям крайне важно сохранять кадровые ресурсы в условиях кризиса, поскольку развал команды не позволит им безболезненно восстановиться в будущем, на стадии роста рынка.
Тем не менее экспресс-опрос сибирских компаний в целом подтверждает данные Headhunter. Большинство организаций пока не собираются сокращать персонал, в то же время корректируя планы по текущему набору. «Мы пересмотрели инвестпрограмму на 2015 год в сторону ее сокращения, — рассказала замдиректора по связям с общественностью ГК «Обувь России» Наталья Паули. — Вместо планируемых 150 магазинов откроем не более 40–50. Соответственно, мы меняем планы и по набору персонала — активного расширения штата не будет, будем брать только самых необходимых сотрудников, курирующих ключевые, наиболее доходные для компании направления».
Процесс оптимизации издержек производства также тесно увязан с вопросом изменения уровня зарплат сотрудников. По данным HeadHunter, треть компаний Новосибирской области и Красноярского края не собирается проводить индексацию, 24% это сделают по решению руководства. Единожды повысить зарплату сотрудникам готовы 38,2%. Пойти на индексацию от двух раз в год готово всего 4,5% компаний.
Исходя из полученных нами ответов ряда новосибирских компаний коммерческие организации предпочитают применять точечное повышение зарплат для отдельных сотрудников. «Пересмотр заработной платы основывается на результатах работы каждого сотрудника и происходит раз в год. Этот год не будет исключением», — отметила директор по работе с персоналом региона Восток компании «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг» Ирина Наровская.
По мнению экспертов рынка труда, сокращения неизбежны. Однако вряд ли этот процесс будет столь критичным, ка кэто было во время прошлого кризиса. «На данный момент еще не до конца понятна текущая ситуация на рынке — рецессия ли это или серьезный экономический кризис. Большинство компаний замерло в ожидании и пока не предпринимает кардинальных шагов по сокращению численности персонала. Ожидаемый рост безработицы в самом плохом случае не превысит 6%. Это подтверждается и действиями Министерства труда, которое не ввело антикризисных мер, как, например, в 2009 году», — рассказал руководитель отдела кадрового консалтинга MOLGA Consulting Иван Канардов.
«Во время кризисных явлений рынок труда неизбежно меняется. В настоящий момент это пока «рынок соискателя», если же кризисные явления будут развиваться, то рынок станет и «рынком работодателя», — уточняет руководитель федерального проекта «НГС.Работа» Михаил Капустников.
Структура предложений на рынке будет корректироваться. Судя по текущему состоянию дел, первыми пострадают специалисты по рекламе и маркетологи. Сокращение рекламных бюджетов — одна из первоочередных мер, предпринимаемых большинством компаний. Скорее всего, пострадают розничная торговля (из-за неминуемого сокращения потребительского рынка), строительство, финансовый сектор. В рискованной ситуации оказываются не основные подразделения компаний. А также моногорода, где минимум градообразующих предприятий.
В MOLGA Consulting полагают, что сокращения персонала компаниями по определенным направлениям не всегда являются оправданными с точки зрения стратегии на более длительный срок. «Как это ни парадоксально, компании совершают большую ошибку, сокращая отделы маркетинга и PR. Как раз в кризис они позволят определить потенциального покупателя и найти к нему подход. Именно в такие периоды это дает возможность выстроить коммуникацию с клиентом, продержаться в сложное время и окупиться сторицей в будущем», — поясняет Иван Канардов.
Кто выиграет?
Если есть проигравшие, значит, найдутся и те, кто в итоге окажется в более выигрышной позиции. Усилятся компании, которые зарабатывают в долларах, а тратят в рублях. Для них затраты на персонал уменьшились. В кризис, по мнению аналитиков, все должно быть хорошо у сотрудников фастфуда. Это связано с тем, что люди перестают ходить в рестораны и переходят в более дешевый сегмент быстрого питания. Не снижается, а по некоторым направлениям даже усиливается спрос на IT-специалистов. Многие компании используют кризис для построения автоматизации бизнес процессов, до которой не доходили руки раньше.
По данным «НГС.Работа», положительная динамика по сравнению с прошлым годом наблюдается в сфере «высший менеджмент»: количество вакансий стабильно росло в IV квартале и сейчас выше показателей января 2014-го. Уверенно по отношению к прошлому году держатся сферы «розничная торговля», «пищевая промышленность», «ИТ и Интернет». Здесь количество вакансий не отстает от января 2014 года. В остальных сферах наблюдается отрицательная динамика.
«Кризис — это стресс для людей, в это время повышается спрос на сладкое. Кондитеры, работающие в среднем и нижнем ценовом сегменте, почувствуют необходимость увеличивать численность персонала. Коллекторы также ощутят значительное повышение спроса на свои услуги, банки, стремясь избавиться от непогашенных кредитов, будут продавать их в коллекторские агентства. Выиграют от кризиса и сервисные предприятия, занимающиеся ремонтом бытовой техники и электроники. Если раньше было проще выбросить телевизор и купить новый, то теперь его понесут в ремонт», — поделился своим мнением Иван Канардов.
Помимо изменения спроса и предложения на рынке труда, важным фактором становится изменение стратегии поведения работодателей и соискателей. Самые очевидные последствия кризиса здесь, по мнению руководителя пресс-службы представительства HeadHunter по Сибири Еланы Таращук, заключаются в том, что первые частично приостановили подбор нового персонала в компании, вторые не спешат покинуть рабочие места, даже если планировали это сделать в ближайшее время. Кроме этого, больше соискателей готовы пойти на снижение зарплатных ожиданий при переговорах с компанией.
«Сейчас уже хорошо видно, что работодатели не готовы предлагать прежних заработных плат, а требовательность к квалификации сотрудников возрастает на порядок. В целом это правильный ход: зачем платить больше, если люди готовы работать за меньшие деньги?» — комментирует руководитель отдела кадрового консалтинга MOLGA Consulting Иван Канардов.
По его мнению, еще одной чертой смены стратегии будет то, что работодатели начнут отказываться от услуг кадровых агентств, больше ориентируясь на поиск через уже работающих сотрудников и социальные сети.
«В целом ситуация вынуждает соискателей идти на ухудшение условий, они соглашаются на серые схемы оплаты, закрывают глаза на отсутствие медицинской страховки, ненормированный рабочий день. Но работодатели будут не только «зажимать» сотрудников, удержание персонала все равно станет важным процессом работы в кризисные годы. Будут уделять внимание формированию корпоративной культуры, чтобы компенсировать отсутствие роста заработной платы. Будут вводиться гибкие графики работы, практиковаться работу на дому», — пояснил эксперт.