19.05.2014
В международной бизнес-среде широко распространен термин digital transformation ("цифровая трансформация") - комплексное использование цифровых технологий и внутри компании, и при общении с клиентами и потребителями. Российскому бизнесу предстоит погрузиться в этот процесс с головой в самой ближайшей перспективе.
Последние десять лет цифровые технологии распространялись столь интенсивно, что очень существенно образом изменили образ мышления и модели поведения. К примеру, по данным исследования компании Accenture, уже более 40% россиян недовольны тем, что не могут получать те или иные услуги через мобильные устройства. Пример другого рода - изменение поведения на рабочем месте, вызванное тем, что сейчас технологии позволяют сотрудникам быть мобильными и оставаться в строю, не находясь в офисе. Бизнесу стоит обращать внимание на изменения подобного характера, настаивают аналитики. Именно с их учетом должны формироваться стратегии продаж, закупок, маркетинга, структура затрат и другие элементы производственного цикла - не важно, идет ли речь о предприятии добывающей промышленности или о ритейле.
Не в теме
Развитие цифровых технологий является частью программы повышения эффективности работы многих компаний. Однако в целом бизнес по уровню использования цифровых технологий отстает от рядовых потребителей примерно на пять лет. Такие данные приводятся в отчете компании Accenture.
Специалисты Coleman Parkes опросили руководителей компаний на предмет их отношения к цифровой трансформации. В результате выяснилось, что большинство считают этот процесс важным, но идут к этому очень медленно и вряд ли смогут завершить его в течение ближайших двух-трех лет. В Coleman Parkes утверждают, что не более 15% компаний обладает высоким уровнем технологической развитости. Арсенал большинства ограничивается электронной почтой, интернетом и корпоративным софтом. Примерно такая же доля консервативно настроена к цифровой трансформации, но видит потенциал. По словам генерального директора международного агентства по digital-маркетингу Sapient Nitro в России и СНГ Кати Шенец, колоссальную разницу в уровне "продвинутости" компаний можно наблюдать даже в рамках одной индустрии, где, казалось бы, требования и ожидания должны быть одинаковыми. Такой разрыв вызван чаще всего двумя факторами. Первое - это наличие конкурентной среды в индустрии и позиции данной компании в ней. Второе - это нацеленность руководства компании на построение эффективности бизнеса.
Основными отраслями, которые активно используют новые технологии, по-прежнему являются телекоммуникации, сектор финансовых услуг и ритейл, констатировал президент ГК "Корус Консалтинг" Александр Семенов. К примеру, в повестке дня у торговых сетей стоят задачи по внедрению систем бюджетирования, лояльности и мобильности, оптимизации цепочек поставок и процессов работы с клиентами. "В целом российские компании в значительной степени решили базовые вопросы, связанные с IT-инфраструктурой", - констатирует он.
Президент рекрутингового портала Superjob.ru Алексей Захаров считает, что российские банки или крупный ритейл давно на "цифровых рельсах", а автоматизированы они не хуже, а часто даже намного лучше, чем в США или в Западной Европе. "Компании не отстают от своих потребителей. Они идут за спросом и очень часто этот спрос опережают. Скорее даже сами потребители отстают от тех возможностей, которые предлагаются компаниями - лидерами в своих сегментах", - полагает господин Захаров.
Традиционно пользователем информационных и цифровых технологий является государственный сектор. Однако, как отмечает господин Семенов со ссылкой на данные аналитических агентств, последний год государство уже не так сильно проявляет интерес к крупным проектам и инвестициям в области внедрения современных технологий. "Очевидно, что в российской экономике стало меньше денег и борьба за их распределение увеличивается. Как в коммерческом, так и в государственном секторе ставится вопрос о возврате инвестиций на IT. В государственных организациях идет речь и о снижении бюджетов, и о повышении эффективности их расходования", - считает он.
Специальные люди
Сложность "цифровизации" российского бизнеса состоит еще и в том, что много лет цифровые и аналоговые технологии использовались параллельно. Эффективность такого подхода недостаточна.
Международные компании для того, чтобы поставить бизнес на "цифровые рельсы", вводят специальные должности в штатном расписании. К примеру, в задачи директора по развитию цифрового направления компании L'Oreal, должность которого недавно была создана в корпорации, входит ускорение процессов цифровой трансформации образа компании и взаимодействие с потребителями на новых площадках.
По словам руководителя отдела кадрового консалтинга MOLGA Consulting Ивана Канардова, таких должностей в российских компаниях менее одного процента. Те же функции выполняют другие подразделения - чаще всего это или продавцы, или IT-специалисты, реже маркетинг. "Для компаний, работающих в направлении b2b, развитие цифрового образа компании не очень актуально. Те же, кто работает на рынке b2c, конечно, больше заинтересованы в подобном развитии, например, тот же L'Oreal может сделать онлайн-игру по выдавливанию прыщей у виртуальной девочки, попутно рекламируя средства для их профилактики. Рынок рекламы давно сместился в сеть, целевая аудитория многих компаний не представляет жизни без интернета, а традиционные методы взаимодействия с потребителями через глянцевые журналы рассматриваются как архаика", - отмечает он.
Естественным путем
Те, кто быстрее учатся использовать новые разработки, получают существенное конкурентное преимущество. К тому же набор инструментов уже существует и готов к использованию: социальные сети, облачные технологии, возможности виртуальной обработки большого объема данных. Уровень "цифровизации" российского бизнеса, безусловно, будет расти. Катя Шенец уверена, что этот рост прежде всего обусловлен увеличивающейся конкуренцией, которая заставляет компании выстраивать более эффективные и прозрачные процессы, систему контроля издержек, а также более продуманно работать по привлечению и удержанию потребителей. По ее прогнозам уже в самом ближайшем будущем можно будет наблюдать активный рост и сильнейшие трансформации во многих отраслях, благодаря эффекту домино, вызванному их лидерами, уже внедряющими современные технологии и тем самым меняющими правила игры на рынке.
Кроме совершенно очевидной необходимости использовать информационные технологии для того, чтобы повышать операционную эффективность любой российской организации, уровень проникновения цифровых технологий будут повышать и сами пользователи. Александр Семенов приводит в пример тенденцию BYOD (bring your own device - "принеси свое собственное устройство"). Сотрудники все чаще приносят свои личные смартфоны, ноутбуки, планшеты на работу и активно их включают в повседневную деятельность. В связи с этим у организации появляется необходимость создания необходимой IT-инфраструктуры для поддержания такого формата работы: от разработки информационных систем и мобильных приложений до организации системы доступа, безопасности, политики подключения и процедуры верификации пользователей.