Решения по управлению персоналом
ЗАПРОС НА УСЛУГИ

Ценный опыт наемника

31.05.2013

Комментарий Ивана Канардова для газеты "Ведомости", 31.05.2013

"Создам компанию, буду как Цукерберг, мой козырь - молодость и дерзость", - заявляет нынешний выпускник. "Наймись сначала в компанию, пороху понюхай", - советуют набившие шишек предприниматели

"Я начал подрабатывать с 8-го класса, - рассказывает Евгений Ларионов, основатель сети Coffee and the City. - Вначале это были непостоянные заработки на каникулах или после школы. Я побывал садовником, собирателем компьютеров "Спектрум" и даже красил железнодорожные пути". Со второго курса университета Ларионов попал в подразделение IBS, которое занималось распространением электронных версий газет. "Мы, например, печатали в крупных гостиницах Москвы свежую иностранную прессу через специальные станции с онлайн-доступом к pdf ведущих мировых изданий", - вспоминает предприниматель.

Три года, пока учеба была плотной, Ларионов работал оператором в вечерние и ночные смены, а с 2002 г., учась в магистратуре, он перешел в IBS на полный рабочий день и через два года возглавил отдел продаж в своем подразделении.

"Практически сразу после магистратуры я оставил работу и открыл бизнес - агентство Ex Libris, которое занималось мониторингом СМИ и социальных медиа, - говорит предприниматель. - Опыт работы в IBS сильно повлиял на успех собственного дела. Знание индустрии позволило мне понять потребности клиентов, а также механизмы их привлечения - это явилось фундаментом. Также у меня образовался круг подрядчиков - им я мог поручать работу, которую не успевал делать сам".

В 2010 г. у Ларионова был опыт открытия сети суши-баров Sushi City. "Это тоже было новое для меня направление, - вспоминает предприниматель. - К счастью, первый бар я открыл в очень проходном месте, что позволило мне свести на нет почти все допущенные вначале ошибки".

Успех в двух случаях
"Большинство стартапов умирает в первые три года жизни, - убежден Станислав Протасов, сооснователь и глава разработки Parallels. - В России риторика инновационности звучит так, будто стартапы - это удел "молодых и дерзких". А работать в компании, дескать, ужасно скучно. Если ты хочешь вырастить здоровый бизнес, то успех возможен только в двух случаях: либо ты и твои партнеры отлично знают, как, например, работают в том же Microsoft или Google, либо же ты уже имел опыт открытия собственного дела". В остальных случаях новичкам нужны стажировки, подчеркивает Протасов. "В первый год жизни, например, технологического стартапа его работа сильно связана с инжинирингом, - продолжает Протасов. - Это командная работа. И будь ты хоть семи пядей во лбу, конечный результат определяется не твоими знаниями, а опытом коллектива разработчиков".

"Все решают люди, - соглашается Михаил Щелконогов, один из основателей компании Acumatica. - Именно они или все сделают, или все погубят. Главного архитектора Acumatica я знаю уже 15 лет - дольше, чем собственную жену". Бертран Серле, создатель Mac OS X, 20 лет проработавший в Apple бок о бок со Стивом Джобсом и входящий сейчас в состав совета директоров Parallels, только пару лет назад запустил свой проект, отмечает Протасов.

Иван Канардов
Руководитель отдела кадрового консалтинга Molga Consalting
"Молодые люди зачастую не знают, как работают компании, организованы коммуникации, происходит бюджетирование, управление исполнением, но на начальном этапе это не критично. Знание основ управления бизнесом становится важным, когда проект начинает стабильно развиваться".

Евгений Ларионов
основатель сети Coffee and the City
"У меня был еще один опыт - вместе с партнером мы попробовали открыть компанию в строительно-монтажной сфере. Я был амбициозен и абсолютно уверен, что мне не составит труда разобраться в этом бизнесе. Но после того как мы несколько раз сорвали сроки и провалили работу по организации бригад, я понял, что допустил две большие ошибки: первая заключалась в выборе партнера (человек не справлялся с операционной частью бизнеса), а вторая - в недостатке знаний строительной индустрии"

Опытным путем
26-летний предприниматель Загир Рашитов собственный бизнес создал год назад. "Я никогда не работал наемным менеджером, более того, еще будучи студентами первого курса, я и мой партнер организовали небольшое рекламное агентство", - рассказывает он. Впрочем, больших планов продолжать работать в этой сфере у молодых людей не было. "Мы обслуживали чужие компании, наши заработки были разовыми, а хотелось чего-нибудь такого, во что можно вложить душу", - рассказывает Рашитов.

Так возник проект Gruzobzor. Это онлайн-сервис для грузоотправителей и транспортных компаний, который позволяет обеим сторонам размещать заявки, проводить торги, оформлять договоры, обмениваться сообщениями. "В России такие проекты уже есть, но все они, как правило, не предлагают широкого спектра услуг, - говорит Рашитов. - В основном это площадки, на которых можно размещать объявления". Предприниматель не скрывает, что для того, чтобы успешно развивать стартап в малознакомой IТ-сфере, многому приходится учиться в процессе. "Нам не хватает опыта построения сложных технических инструментов, которые могли бы, к примеру, позволить заказчикам и исполнителям через сайт осуществлять весь документооборот, - делится предприниматель. - Сейчас, чтобы восполнить этот пробел, мы консультируемся с техническими директорами и инженерами других крупных компаний, посещаем в Москве специальные семинары".

"Что касается IТ-индустрии, то, например, проекты, связанные с разработкой мобильных приложений, всем возрастам покорны, - считает Максим Эмм, исполнительный директор Peak Systems. - Достаточно вспомнить проект ChatRoulette.com (видеочат для русскоязычных пользователей, основанный на принципе случайного поиска собеседника), который изобрел 17-летний московский школьник. Или другой яркий пример - Марк Цукерберг, который создал Facebook, еще будучи студентом". По мнению Эмма, для такого рода проектов самый подходящий возраст - 25-30 лет: "Молодые люди готовы рисковать, они быстрее создают команду, не задумываясь над тем, кто и как впоследствии поведет себя на проекте". Эмм говорит, что стартапы по написанию программ для мобильных телефонов и интернета не требуют больших вложений и окупаются буквально за несколько месяцев: "Взять, к примеру, игры для социальных сетей. Сами по себе они недорогие, зато людей, готовых их покупать, много. Зарабатывать на этом может любой толковый разработчик".

Что дает опыт
"Когда я работал финансовым директором в оптовой компании автомобильных запчастей, мы с коллегами создали сложную по сути, но простую для пользователей систему управления бизнесом на базе 1С, - рассказал Максим Дьячков, основатель компании "Лэпкэп". - В ней только справочник номенклатуры включал миллион позиций. Система была интегрирована с интернет-магазином, через который наши клиенты могли купить любую понравившуюся им запчасть. Мне этот опыт очень помог, когда уже в собственной компании я решил ввести аналогичную программу. Базовая версия этой системы решает стандартные задачи торговой компании, но, работая с такими крупными покупателями, как "Ашан" и "Детский мир", в системе 1С необходимо адаптировать бизнес-процессы и документооборот под их требования и стандарты. Как это делать, я уже знал, оставалось решить техническую сторону вопроса".

"Опыт работы наемным менеджером дает понимание основ управления командой, - утверждает Ларионов. - Без практики было бы сложно что-то быстро выстроить самому".

"Средний возраст предпринимателей, в стартапы которых мы инвестируем, - 30-40 лет, тех, кому меньше 30 лет, совсем не много - где-то 20%, - говорит Гайдар Магдануров, директор по инвестициям венчурного фонда Runa Capital. - Технический директор, директор по пиару, финансам и рекрутингу фонда ежедневно консультируют портфельные компании. Если проект на ранней стадии, мы помогаем разрабатывать и реализовывать бизнес-модели и планы по привлечению клиентов. Компаниям более поздней стадии мы даем советы по стратегическому развитию и помогаем выходить на другие рынки". Очень часто предприниматели, чей бизнес быстро вырастает с пяти человек до 150-200, понимают, что они не способны управлять международной компанией. В этом случае фонд благодаря наработанным связям помогает им находить опытных управленцев в других странах. "В целом, когда мы оцениваем риски проекта, обязательно учитываем и опыт предпринимателей, - отмечает Магдануров. - Даже если это первый бизнес молодого человека, мы смотрим на любую его активность и достижения: будь то победа в международной олимпиаде или студенческий проект".

Поделиться в социальных сетях:
Популярные новости