Решения по управлению персоналом
ЗАПРОС НА УСЛУГИ

Советы консультанта: Должностная база

04.12.2013

Иван Канардов
 
Поиск некоторых специалистов, таких, например, как финансовые аналитики, может занимать от полугода до года. И дело не всегда в дефиците этих самых людей. Просто понимание того, кто такой финансовый аналитик и что он должен уметь, у всех работодателей разное.
 
А вообще случается так: человек откликается на вакансию, аналогичную прежней, приходит на собеседование, а ему говорят: вы нам не подходите. Один HR-директор сочтет, что тот же менеджер по продажам - это человек, знающий весь рынок и умеющий продавать снег эскимосам. А для другого это бывший бухгалтер, который оформляет сделки продаж и иногда общается с клиентами. Мы нередко сталкиваемся с такими ситуациями, когда начальник делает подчиненного не специалистом, а старшим специалистом для поощрения и небольшого повышения зарплаты, а вовсе не потому, что изменился функционал сотрудника.
 
Сегодня работодатели все чаще приходят к мысли о том, что, имея общую, унифицированную систему описания должностей, можно было бы существенно облегчить жизнь не только работнику, но и HR-отделу и всей компании в целом: люди бы четко понимали будущие обязанности и, как следствие, вакансии закрывались бы гораздо быстрее.
 
В большинстве компаний написание должностных инструкций - настоящая головная боль. Сами сотрудники писать их не хотят, а если и пишут, то часто формально или придумывают много лишнего, надеясь таким образом выбить себе больший оклад. Если инструкцию пишет HR-менеджер, то обычно он пользуется готовыми источниками, прошерстить которые, имея массу других задач, не так-то просто.
 
Можно, конечно, поручить это задание консультантам, но расценки кусаются: 100 должностей в среднем стоят не меньше 400 000 руб. А если у вас корпорация с тысячами позиций?
 
Даже имея должностные инструкции, их сложно анализировать: обычно это набор вордовских файлов на корпоративном сервере. Чтобы найти людей со схожим функционалом, нужно просмотреть сотни документов. А чтобы поменять одну строчку в правах, как это было, например, после введения закона о персональных данных, может понадобиться несколько месяцев.
 
Должностная инструкция - не просто описание, это еще и серьезная защита работодателя: если работник жалуется в суд на то, что к нему предъявляют завышенные требования, то при отсутствии документа в 95% случаев решение будет в его пользу.
 
Когда-то с одним из работодателей мы обсуждали, что можно сделать, чтобы избежать всех вышеперечисленных трудностей. И пришли к выводу: нужно создавать собственные базы, в которых бы содержались описания различных видов работ, а сотрудники, заходя в них, в автоматическом режиме могли бы выбирать то, что определяет именно их обязанности, добавляя одну-две дополнительные с учетом особенностей их работы. На Западе подобные программы работают уже давно. Они действуют внутри одной компании: сотрудник, которому "добавили" несколько новых обязанностей, заходит в систему и выбирает нужные данные. Автоматически ему привязывают все регламенты, связанные с новым функционалом. Менеджер по компенсациям и льготам, получив соответствующее сообщение, пересматривает грейд сотрудника и уровень его зарплаты.
 
Что все это дает? Такая база позволяет несколькими кликами менять описание инструкции у сотни сотрудников сразу, анализировать их в любых разрезах, находить дублирование функций, видеть зоны ответственности, оценивать требования к опыту и планировать обучение.
Поделиться в социальных сетях:
Популярные новости