Решения по управлению персоналом
ЗАПРОС НА УСЛУГИ

Как правильно объявлять об увольнении

25.03.2014

На протяжении своей карьеры консультанта я объявлял об увольнении не менее чем 500 сотрудникам. Это, конечно, не идет ни в какое сравнение с тем количеством несчастных, которым Джордж Клуни в фильме "Мне бы в небо" произнес фразу "Вы уволены". Их были тысячи.

И все же - я говорил это сам и обучал этому руководителей. А точнее - помогал им в преодолении страхов, сомнений и нравственных терзаний. И поверьте - проводил время не впустую. Большинство начальников боятся эмоций своих подчиненных. Оно и понятно: у одних после такого объявления наступает шок, другие начинают протестовать, угрожая судом, третьи - плакать и умолять оставить их в компании. Есть и другие типы людей. Кто-то теряется и не знает, что делать дальше, - он просто молчит и смотрит в одну точку. А кто-то - и это самая благоприятная реакция - принимает факт таким, каков он есть. Не пугается и даже напротив - тут же ищет выход: спокойно уточняет причину увольнения, спрашивает совет. Предугадать, кто и как себя поведет, сложно. Для этого нужно быть хорошим психологом.

Чем работодателю выгодно увольнение сотрудника?

Но на самом деле предугадывать ничего не надо. Просто нужно попробовать настроить человека на конструктивный разговор: объяснить, что такое решение вы принимаете как руководитель, а как человеку вам очень жаль. В целом разговор об увольнении не должен длиться дольше 40 минут. При этом нужно следовать двум основным правилам. Так, примерно 50% времени вы должны слушать. Держать паузу особенно важно, когда известие оказывается для человека неожиданным и он впадает в состояние ступора. Тогда же, когда наступает момент произнести речь, ни в коем случае не оправдывайтесь - это лишь создает повод для новых негативных эмоций.

Второй момент - не сидите перед человеком с каменным выражением лица. Это не подразумевает, конечно, что начальник должен пустить слезу. Но и демонстрировать свой невозмутимый характер в такой ситуации неуместно.

Как увольняют "по сокращению штата"?

Руководитель должен помнить несколько вещей. Во-первых, в увольнении человека виноват не он, а экономический кризис или плохая работа увольняемого. Во-вторых, увольнение для сотрудника - это не конец его жизни. В-третьих, руководителю платят деньги за принятие решений, в том числе и непопулярных.

После того как прошла первая реакция, нужно переходить к основному разговору. На самом деле это не сложно: после первых, самых сложных, минут большинство людей готовы к диалогу. В этот момент можно выразить свои эмоции, сочувствие, поддержку. А потом начать обсуждать детали увольнения. Хорошо, если в компании существует специально разработанная консультационная программа, когда HR-руководитель составляет список советов для руководителей, а те, в свою очередь, передают их от себя увольняемым сотрудникам: что им нужно делать дальше, куда идти, к кому обратиться. И все - на этом следует ставить точку.

Когда выгоднее уходить "по соглашению сторон"?

После того как вы произнесете фразу "Вы уволены" несколько десятков раз, к сожалению, вы начнете душевно черстветь - как, например, врачи, которые зачастую мало обращают внимания на переживания пациента. Психологи называют это профессиональной деформацией, которая является неизбежной платой за роль руководителя.

Поделиться в социальных сетях:
Популярные новости