Основная задача любой методики оценки персонала, применяемой в компании - выявление сотрудников, обладающих компетенциями, необходимыми для работы в данной организации. Одним из таких инструментов, позволяющих получить представление о соответствии работника ценностям компании и задачам его должности, является оценка 360 градусов.
Круговой метод (метод оценки 360 градусов) - оценка компетенций сотрудника компании людьми, с которыми он взаимодействует на разных уровнях (руководители, коллеги, подчиненные, в некоторых случаях клиенты и партнеры компании) посредством всеобщего анкетирования.
Решаемые бизнес-задачи с помощью оценки 360 градусов
- Выявление сильных и слабых сторон работника, степени его соответствия занимаемой должности и результативности работы в определенном бизнес-окружении
- Выявление ключевых сотрудников и определение скрытых лидеров
- Совершенствование системы мотивации
- Повышение производительности сотрудника и эффективности его взаимодействия с людьми внутри и вне организации
- Формирование кадрового резерва
- Повышение эффективности инвестиций в развитие и обучение персонала
- Развитие корпоративной культуры компании.
Этапы разработки оценки персонала методом 360 градусов
- Постановка цели оценки 360 градусов.
- Подготовка к проведению оценки 360 градусов:
- выбор и согласование значимых компетенций;
- определение участников процесса оценки (оцениваемых и респондентов);
- разработка опросника (анкеты) согласно заранее разработанной и согласованной системе компетенций;
- проведение подготовительной работы с персоналом, обеспечивающей качество оценки.
- Проведение оценки 360 градусов:
- размещение опросника и обеспечение условий для анонимного опроса участников оценочной процедуры;
- опрос участников оценки (участники либо получают на руки экземпляр опросника, либо ссылку и пароль доступа на сервер, где расположена электронная версия, и за определенное время заполняют ее).
- Анализ полученных данных и подготовка отчетов:
- обработка анкет;
- подготовка сводных отчетов по каждому оцениваемому работнику с рекомендациями по дальнейшему развитию;
- подготовка консолидированных отчетов;
- предоставление обратной связи и составление индивидуальных планов развития сотрудников.
- Презентация полученных результатов оценки персонала методом 360 градусов руководству компании.
Результаты оценки 360 градусов
- Наличие в компании гибкого инструмента оценки персонала, который можно адаптировать под индивидуальные нужды организации
- Четкие критерии для оценки сотрудников по ключевым компетенциям, необходимым для эффективной работы на определенной должности
- Профессиональный и менеджерский "портрет" оцениваемого работника, включающий описание его сильных и слабых сторон, проблемных зон и областей развития, сформированный отзывом его руководства, коллег, подчиненных и клиентов
- Данные, позволяющие разрабатывать программы обучения персонала на краткосрочный и долгосрочный период, планировать карьерный рост наиболее успешных и перспективных сотрудников, выработать стратегию по формированию кадрового резерва и оценить необходимость вложений в персонал
- Информация, позволяющая принимать взвешенные кадровые решения и выбирать оптимальный стиль взаимодействия с сотрудниками
- Наличие инструмента, способствующего улучшению психологического климата и формированию у персонала чувства сопричастности к тем процессам, которые происходят в компании, за счет вовлечения работников в решение внутриорганизационных задач и демонстрации, что их мнение важно для руководства.